Тропарь:

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

«ПРИМИТЕ ИХ СЕБЕ НА СПАСЕНИЕ…»

Русский православный народ на протяжении веков жил под сенью креста. Членом Церкви можно стать через Таинство Крещения. При крещении христианин начинал носить нательный крест. Купола храмов и шпили колоколен завершены крестами. Поклонные кресты устанавливали на перекрестках дорог, в памятных местах, на въездах в селения.

Образ креста стал архетипом русского национального сознания. В молитве, в обыденной жизни, в радости и горе русские люди осеняют себя крестом. Крест считали орудием и защитой от всякого зла. Повсеместно на Руси проходили крестные ходы, когда крест и иконы несли впереди шествия верующих.

На могилах христиан по традиции устанавливали кресты — с крестом начинается и завершается жизнь православного христианина.

Святитель Московский Филарет в сочинении «Десять слов о Кресте» писал: «Вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых. Что там? — Ничего, кроме святыя и блаженныя любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому. Любовь Отца —распинающая. Любовь Сына — распинаемая. Любовь Духа -торжествующая силою крестною».

Большую роль в почитании креста играет один из двунадесятых непереходящих праздников Православной Церкви — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В IV веке император Константин уверовал в силу распятого на кресте Христа и принял крещение вместе со своей матерью Еленой. Отличавшаяся великим благочестием святая Елена отправилась с дарами в Иерусалим для обретения Честного и Животворящего Креста Господня. Созвав иудеев, она просила показать место, где был скрыт Крест Господень. Указали на старца Иуду, который, как предполагали, должен был знать искомое место. Иуда долго противился, но потом вынужден был сообщить, где зарыт Крест. На том месте находилось капище языческой богини Венеры. Постройку разрушили, и начали раскопки. В глубине расчищенного места в одной стороне открыли в виде пещеры гроб — место Воскресения Христова, а в другой стороне найдены были три креста и четыре гвоздя, которыми пригвоздили Спасителя. Чтобы определить Животворящий Крест, Патриарх Иерусалимский Макарий велел возлагать поочередно все кресты на одного из умерших, похороны которого случились в тот день. Когда на бездыханное тело возложили Крест Господень, умерший ожил. Это произошло в 326 году. Крест Господень стал одной из главных святынь христианского мира. В настоящее время он находится в Риме, частицы Креста хранятся в ризницах различных храмов во многих странах, в том числе на Афоне.

Монастыри Святой Горы хранят в своих ризницах множество святынь. В Лавре святого Афанасия находятся три креста с частицами Животворящего Древа. Частицы его хранятся также в монастырях: Ватопед, Иверском, Хилендар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Зограф, Каракал, Филофей, Симонопетра, святого Павла, Ставроникита, Эсфигмен, Свято-Пантелеимоновом, в Андреевском скиту.

Наши предки с особым благоговением относились ко кресту. Поучительный пример приводит схиархимандрит Иоанн (Маслов): «Некто из отцов, укоряем был от иконоборцев, что поклоняемся крестному древу, отвещал: Я облобызал бы с благоговением и всякое древо, из коего знал бы только наперед, что сделается некогда изображение креста Господня» («Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», М., 2003, с. 432).

Издревле на Руси особо почитали чудотворные кресты, через которые Господь посылал исцеления верующим.

Упомянем лишь некоторые из них.

Как чудотворный известен медный двустворчатый крест – энколпион с изображением Распятия Христова и Богоматери Одигитрии Купятицкой. Явление креста в XII веке произошло в селе Купятичи Пинского уезда Минской губернии. На месте явления креста был построен деревянный храм, сожженный татарами. Крест уцелел, по молитвам к нему произошло, по милости Божией, множество чудотворений. Крест был перенесен в Софийский собор города Киева. Известны его копии, считавшиеся также чудотворными.

Сохранились копии с чудотворного креста Авраамия, Ростовского чудотворца, полученного им от святого апостола Иоанна Богослова. В Житии преподобного Авраамия сказано, что святой Иоанн Богослов «в руце же своей» имел «трость, на ней Распятие Господа нашего Иисуса Христа». О судьбе этого креста известно из пространного Жития преподобного Авраамия, где описано, как царь Иоанн Васильевич «у преподобного из гроба трость Богословлю взя на победу и одоление Казанского царства».

Это произошло при освящении каменного собора Богоявленского Авраамиева монастыря, возведенного на пожертвования русского самодержца в 1554-1555 годах.

Царь Иоанн Грозный никогда не расставался с посохом, увенчанным крестом, с ним он изображен на знаменитой картине Виктора Васнецова. На мощах преподобного Авраамия находился медный шестиконечный крест, также считавшийся чудотворным. С течением времени с него были изготовлены многочисленные отливки-копии, почитаемые в народе.

В погосте Унжи Меленковского уезда Владимирской губернии вплоть до XX века находился чудотворный крест, к которому стекались муромские богомольцы, многие при этом получали исцеление. По преданию, муромские сестры Марфа и Мария получили чудесным образом от Ангела золото и серебро на изготовление золотого креста и серебряного ковчега для него. Ангел «… повеле в том злате крест Господень устроити, а в серебре ковчег кресту сковати… Примите их себе на спасение и благоденствие, а всему миру на исцеление недугов, умиротворение страстей и на изгнание бесов» («Сказание о явлении честного Креста Господня»).

В городе Муроме в XVI веке были явлены еще два чудотворных креста — Виленский и Сретенский. Оба они сохранились: Виленский крест находится в Троицком женском монастыре, а Сретенский — в запасниках Муромского музея. Кресты эти почитают чудотворными с незапамятных времен. Сретенский крест был явлен во время эпидемии чумы. Во время совершения крестного хода вокруг Мурома с чудотворным крестом многие больные получили исцеление. В память этого события у Сретенского пруда была установлена часовня и в ней поставлен крест. Впоследствии со Сретенского креста были сделаны копии, также почитаемые в народе.

Каждый год 11 июня в храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново – на подворье Переславского Никольского монастыря — собирается множество верующих со всех концов России. В этот день в 1423 году над Сахотским болотом явился Животворящий Крест Господень. С особым трепетом и благоговением проходит служба в храме перед чудотворным образом Господа, сотворенного нерукотворно и сошедшего с неба на землю и сохраненного в неприкосновенности. Село Годеново находится на краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва — Ярославль. Это одно из наиболее посещаемых паломнических мест. Вот как описывает происхождение креста «Сказание о явлении Честного Животворящего Креста Господня и Святителя Николая Чудотворца в погосте Никольском Ростовского уезда»: «Давно неким пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, где ныне находится Никольский погост, явился с восточной стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но когда поняли, что это сила Божия явилась им и показала чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет. Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию». Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно непроходимыми ни для человека, ни для скота. Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащи густые. Наконец, они добрались к неизглаголанному свету и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — Чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. От страха пастухи надолго пали ниц, словно мертвые. Но когда Божественная сила укрепила их и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия, воззвал: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою придет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради Чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».

Особое место среди чудотворных крестов занимает Кийский крест, изготовленный в царствование Алексея Михайловича Романова из кипариса по размерам Голгофского креста с находящимися в нем тремястами частицами мощей древних святых. Крест был изготовлен для Крестного Онежского, Архангельской епархии, монастыря на острове Кий в Онежской губе Белого моря в 1656 г. Крест должен был привлекать паломников в отдаленный и труднодоступный монастырь.

Тогда же точная копия Кийского креста (без мощей) была установлена в Голгофском приделе церкви Воскресения Христова в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. Паломников на труднодоступном Кийском острове практически не было, число насельников в обители с течением времени постепенно сокращалось. Вскоре после основания Крестного монастыря в нем подвизались 80 монахов и 200 трудников, в 1907 г. в монастыре оставалось только 8 монахов. Кийский крест пребывал на острове в Белом море до закрытия монастыря в 1923 г. Только в 1854 г. крест вывозили из монастыря ввиду нашествия англичан. При плавании по морю многие частицы мощей и реликвий были утрачены. В 1923-1930 годах крест поместили в антирелигиозном музее в Соловецком лагере, сам Крестный монастырь был разрушен. Затем крест перевезли в Москву и определили в Исторический музей. В августе 1991 г. крест был передан в храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, рядом с Высокопетровским монастырем в центре Москвы. Крест установлен на солее перед иконостасом придела Всех святых, в земле Российской просиявших. Кипарисовый крест был задуман как мощевик и реликварий, в котором собраны многочисленные частицы мощей и святые реликвии. Создание подобных святынь – древняя церковная традиция почитания прославленных подвижников благочестия и памятных событий Священной истории. По словам блаженного Феодорита Киррского: «Тела святых не скрывает могила, но их делят между собой города и деревни и называют их спасителями душ и врачевателями тел, их почитают как стражей и хранителей городов… и притом, что тело бывает разделено, благодать остается неделимой. Даже самомалейший и ничтожнейший кусочек мощей имеет такую же силу, как сам мученик, который ни в коем случае не расчленяется. Процветающая благодать распределяет дары, умеряя любочестие в соответствии со степенью веры прибегающих к помощи».

У Кийского креста молящийся непосредственно предстоит сонму знаменитых православных святых и одновременно является свидетелем важнейших событий Ветхого и Нового Завета.

Перечислим только некоторые святыни, пребывающие в кресте. Под восьмиконечными накладными звездами в кресте находятся: камень Гроба Господня; камень от пещеры, где постился Господь 40 дней; камень от пещеры, где родился Христос; камень Гроба Пресвятой Богородицы; камень от пещеры, где скрывался Иоанн Предтеча от Ирода; камень от трапезы, за которой Авраам угостил Святую Троицу.

Вот имена некоторых святых, чьи мощи водружены во святом кресте: великомученик Георгий Победоносец, великомученик и целитель Пантелеймон, пророк Даниил, равноапостольный Константин, апостол и евангелист Матфей, апостол Андрей Первозванный, святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, апостол Павел, великомученик Феодор Стратилат, святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, первомученик архидиакон Стефан, апостол Варнава, апостол Фома, апостол и евангелист Марк, апостол Иаков, брат Господень, апостол и евангелист Лука, апостол Тимофей, святой Лазарь Четверодневный, апостол Иаков Зеведеев, святитель Григорий Богослов, святитель Андрей, архиепископ Критский, великомученица Варвара, преподобный Антоний Великий, преподобный Ефрем Сирин, мученица Марина, мученица Ирина.

Представлены русские святые: святитель Иона, митрополит Московский, святитель Петр, митрополит Московский, святитель Филипп, митрополит Московский, святитель Алексий, митрополит Московский, святитель Гурий, архиепископ Казанский, Преподобный Сергий Радонежский, святитель Иона, архиепископ Новгородский, преподобный Иаков Боровичский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Евфимий Суздальский, благоверный великий князь Александр Невский, благоверный князь Роман Угличский, благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский, благоверный князь Георгий Всеволодович…

В наше время при благоустроении монастырей и храмов устанавливают восхищающие своей красотой памятные кресты традиционной формы.

Завершить краткий обзор чудотворных православных крестов России хочется возвышенными богослужебными словами: «Крест, хранитель всея вселенный; Крест, красота Церкве; Крест, царей даржава; Крест, во бранех победа; Крест, верных утверждение; Крест, ангелов слава; Крест, христиан упование; Крест, заблудшим наставник; Крест, труждающимся помощь; Крест, недужным врач; Крест, мертвых воскресение; Крест, бесом язва».

А.С. Бочков. Источник: Журнал «Пастырь»: