Тропарь:

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Великопостное послание Высокопреосвященнейшего Луки, архиепископа Запорожского и Мелитопольского

ВЕЛИКОПОСТНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛУКИ, АРХИЕПИСКОПА ЗАПОРОЖСКОГО И МЕЛИТОПОЛЬСКОГО ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КАЗАЧЕСТВУ И ВСЕМ БОГОЛЮБИВЫМ ЧАДАМ
ЗАПОРОЖСКОЙ ЕПАРХИИ

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
утренюет бо дyх мой ко храму Святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернeн: но яко щедр,
очисти благоутробною Твоею милоcтию.
Покаянный тропарь

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры!

Незаметно прошли дни святок, миновали подготовительные недели и вот уже сегодня мы с Вами входим в благодатное и душеспасительное время Великого Поста. Великая Четыредесятница – это самый важный и самый древний из христианских постов. Соблюдая этот пост мы вспоминаем о подвигах Самого Христа в пустыне перед выходом на Своё общественное служение.
Время поста – время покаяния и исправления. «Что такое покаяние? Зачем оно нам нyжно? Как пpоводить его в жизнь? Великий Пост дает нам ответ на все эти вопpосы. Великий Пост – настоящая школа покаяния, в котоpой каждый человек должен ежегодно yчиться yглyблять свою веpу, пеpесматривать свою жизнь и, насколько это возможно, ее изменять. Великий Пост – это ежегодное паломничество к самым истокам пpавославной веpы, где нам вновь откpывается, как должен жить пpавославный человек. В обpазах, в самом стpое богослyжебной жизни Цеpковь откpывает нам за этот единственный в годy пеpиод весь смысл Поста» (протопресвитер Александр Шмеман).
Пост – особое состояние души. Если мы в повседневной жизни не спешим изливать свою душу всякому человеку, то тем более не подобает хвалиться своими мнимыми подвигами и выносить на всеобщее обозрение свои мнимые добродетели. Не нужно привселюдно, по любому поводу подчёркивать и указывать, что мы постимся, потому что даже если бы мы и соблюдали пост со всей строгостью, он в таком случае будет нам не во спасение, а наоборот, во грех и осуждение. Будем помнить слова Спасителя о том, что «Отец наш, видящий тайное, воздаст явно» (Мф. 6:6).
Любой многодневный пост можно сравнить с путешествием. Когда мы собираемся куда бы то ни было идти, мы всегда знаем цель своего пути. И сейчас, вступив на поприще Великого поста, мы с каждым днём будем приближаться к святой цели – «праздников Празднику и Торжеству из торжеств» – Пасхе Христовой. Только тот может во всей полноте насладиться пресветлым Праздником Воскресения, кто смирял своё тело и душу постом. Так как Пасха по своему значению во много крат превосходит все другие события человеческой истории, и подготавливать себя к этому празднику мы должны особым образом.
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период Великого поста это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский).
В наши дни люди стали много внимания уделять заботе о своём теле, по несколько раз в день принимая душ, пользуясь многоразличными мылами, дорогими шампунями, экзотическими дезодорантами, кремами, совершенно забывая о том, что наше тело – бренно, а душа – вечна, и она тоже нуждается в непрестанной заботе и очищении. Может ли кто-нибудь из нас прожить долгое время или хотя бы один день, ни разу не помыв своё тело? А сколько среди нас есть таких, кто годами не очищает свою душу в таинстве Покаяния, или даже вообще не знает что это такое? Долго не мытое тело доставляет человеку массу неприятностей, человек испытывает при этом страшный дискомфорт, но в то же время мы научились уживаться с душевным дискомфортом, причиной которого являются наши страсти и нераскаянные грехи.
Именно сейчас, когда во всём православном мире наступило благоприятное время покаяния, обращаюсь ко всем вам, дорогие мои: остановитесь на путях ваших, хватит жить только по телу, давайте больше будем думать о своей бессмертной душе. Будем с особым усердием творить дела милосердия, будем прощать обиды и с терпением переносить скорби, будем чаще посещать церковь, со вниманием слушать всё что читается и поётся за богослужением, подкреплять свои духовные силы святыми Таинствами.
«Царство Божие не пища и питие, но праведность и воздержание с освящением. Потому не богатые войдут в него, но те, кто в руки бедных отдают свои сокровища. Этому и Давид пророк учит, говоря: «Праведен муж, милующий весь день, наслаждающийся Господом и во свете ходящий, который не преткнется». Все же это к вразумлению нашему написано, чтобы мы, постясь, творили добрые дела, и даст нам Господь вместо благ земных небесные» (стихира на хвалитех пятой недели Св.Четыредесятницы).

Господь да благословит всех вас на предстоящий подвиг спасительной Святой Четыредесятницы!
С весной духовной!
Смиренный   Лука  Архиепископ Запорожский и Мелитопольский